ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ: АДАПТАЦИЯ К ИЗМЕНЕНИЯМ 44-ФЗ в 2024 году.Пути решения сложных вопросов на практике.ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКУПОКВ НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ.
1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ изменений Закона о контрактной системе(№ 44-ФЗ) после 01 января 2024 года: В ТЕОРИИ и НА ПРАКТИКЕ закупок
ИЗМЕНЕНИЯ правил электронного документооборота, требований к участникам, порядка применения антидемпинговых мер и закупок через электронный магазин;
УТОЧНЕНИЕ последствий подачи отрицательных ценовых предложений и проведения аукционов «на повышение»;
ДОПОЛНЕНИЕ случаев закупки у единственного поставщика и особенности расчета СГОЗ;
Новый функционал ЕИС С 01.01.2024 года при формировании извещения об осуществлении закупки товара у единственного поставщика, а также для целей подачи жалоб на закрытые электронные закупки;
НЕ ВКЛЮЧЕНИЕ В РЕЕСТР КОНТРАКТОВ закупок у единственного поставщика по новым исключениям из 44-ФЗ;
1.2. АНОНС НОВОЙ ПРАКТИКИ с 01 октября 2023 г. описания объекта закупки в структурированном виде с использованием ЕИС
1.3. Создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности: СОКРАЩЕНИЕ РИСКОВ НЕКАЧЕСТВЕННОГО ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ в 2024 году
Выбор альтернативной продукции из-за ограничений производителей с учетом реализации ПП РФ от 29.03.2022 № 506 и Приказа Минпромторга от 19.04.2022 № 1532;
НЕИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЗИЦИЙ КТРУ при описании характеристик закупаемой продукции с учетом принципа ответственности заказчика за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд (закупки на изготовление предметов закупки; аренды с последующим выкупом и пр.)
СОГЛАСОВАНИЕ НЕ СОСТОЯВШИХСЯ ЗАКУПОК с контрольными органами по ценам не превышающим НМЦК и на условиях извещений (основания для отказа, злоупотребление правом, обеспечение заключения контрактов)
2. РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИКРИЗИСНЫХ и КОНТРСАНКЦИОННЫХ МЕР в контрактной системе – 2024 года: перспективы и адаптация на практике
ПРАВО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОСНОВАНИЙ ЗАКУПОК у единственного поставщика до 31 декабря 2024 г.;
ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ на отечественную продукцию (предложение товара иностранного происхождения как проявление недобросовестности со стороны участников закупок и нарушение № 44-ФЗ);
НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ СДЕЛОК, нарушающих специальные экономические меры, меры воздействия либо противодействия на недружественные действия иностранных государств;
КЕЙС: «ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ НЕЗАКОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ КОНТРАКТА НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ (ничтожными)»
ПРАВО / ОБЯЗАННОСТЬ устанавливать требование к участникам закупок, которых включили в РНП из-за отказа от контракта с «подсанкционным» заказчиком;
МОРАТОРИЙ на применение ст. 15-17 Закона о защите конкуренции (№ 135-ФЗ) при закупках у ед. поставщика по дополнительным основаниям решений Правительства РФ и актов региональных исполнительных органов власти: реальность реализации ФЗ от 14.07.2022 № 286-ФЗ в 2023 году на ПРИМЕРАХ;
ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ЗАКУПКАХ с учетом специальных экономических мер;
ИЗМЕНЕНИИ СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ КОНТРАКТОВ, предметом которых является проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в сфере авиастроения, заключенных в рамках реализации государственных программ: нюансы реализации ПП РФ от 20 декабря 2022 г. № 2349;
ИСКЛЮЧЕНИЕ ТОВАРОВ ДОНЕЦКОЙ И ЛУГАНСКОЙ НАРОДНЫХ РЕСПУБЛИК из перечня иностранных товаров: изменение практики установление преимуществ при реализации Приказа Минфина России № 126 н;
2.1. СПЕЦИФИКА ЗАКУПОК ДЛЯ СПЕЦОПЕРАЦИИ И МОБИЛИЗАЦИИ: перечень ошибок с позиции контроля и надзора;
3. КЕЙС «Комплекс услуг по технической эксплуатации и содержанию административных зданий ограничивающий / не ограничивающие количество участников закупок»
5. ЦЕНОВАЯ ТУРБУЛЕНТНОСТЬ РЫНКА – 2023 -2024 г.:
ЗАПРОС ЦЕН ПОСТАВЩИКАМ информация о которых включена в ГОСУДАРСТВЕННУЮ ИНФОРМАЦИОННУЮ СИСТЕМУ при закупках продукции из перечня ПП РФ № 2014;
НЕ КОНКРЕТНЫЕ КОММЕРЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ не свидетельствующее о фактическом росте цен на рынке;
Модуль ЕИС «Риск МОНИТОРИНГ», как новый функционал доступный контролирующим органам для целей доказательства ЗАВЫШЕНИЯ закупочных цен;
КЕЙС: «Корректирующий коэффициент для разницы НМЦК и цены контракта»
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН БЕЗ ПОЛУЧЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ: приемлемая практика заключения контракта без расчета и обоснования цены контракта;
6. Поставляемое (монтируемое) оборудование, включенное в правила импортозамещения (запреты/ ограничения) при закупках капитального ремонта: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ;
6.1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ в описании отдельных видов товаров после 01 января 2023 г.: первые ошибки реализации ПП РФ от 08.07.2022 № 1224 (установлении конкретной (минимальной) доли вторичного сырья; подтверждения доли вторичного сырья в продукции)
КЕЙС: «Как правильно указать доля вторичного сырья, использованного при производстве изделий из бумаги бытового и санитарно-гигиенического назначения?»
7. Неоднозначность ТРЕБОВАНИЯ 44-ФЗ и подзаконных НПА, актуальные в I полугодии 2024 года (мнения проверочных групп контрольных органов, позиций заказчиков и судов)
Монтажные работы по дооснащению автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре (АПС и СОУЭ) как обособленный вид монтажных работ или текущий ремонт здания;
Списание неустойки менее 5 % от цены контракта по контрактам обязательства по которым были исполнены НЕ В ПОЛНОМ ИЛИ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ с учетом п.2. ПП РФ от 04.07.2018 № 783;
Противоречия п. 11 ПП РФ № 616 и ПП РФ № 145 в части указания характеристик, указанных в разрешении Минпромторга России на закупку иностранного товара и в каталоге товаров;
КОПИЯ РЕГИСТРАЦИОННОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ при приемке медицинских изделий и лекарственных средств с учетом требований типовых контрактов: СПОРЫ ИЗГОТОВИТЕЛЕЙ, ПОСТАВЩИКОВ И ЗАКАЗЧИКОВ (скан с оригинала РУ, КОПИЯ с синей печатью, нотариально заверенная копия, скачанный из ГРМИ электронный образ РУ)
Понятие «ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ» при исполнении должностных обязанностей и отсутствие «КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ» среди родственников, свойственников с учетом изменений Закона о КС и Закона о противодействии коррупции;
РАЗЪЯСНЕНИЕ НЕ ПО СУЩЕСТВУ и НЕ ПОЛНАЯ СТЕПЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ участника закупки полученными от заказчика разъяснениями извещений;
ПСД, СМЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ с указанием на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование без сопровождения словами «или эквивалент» как не ограничение для участников закупок;
7.1. ПРИЕМЛЕМЫЕ ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ в закупочной деятельности (материал представляется в виде схем, таблиц, шаблонов, алгоритмов действий и составлен по материалам практики контроля 2022-2023 года)
Сложности автоматического направления в РНП через ЕИС сведений о недобросовестных поставщиках, подрядчиках, исполнителях: нюансы реализации изменений ПП РФ от 30.06.2022 № 1078;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТОВ «малого» объема на достижение единой хозяйственной цели: закупки до 600 тысяч рублей по общему правилу с обеспечением принципа конкуренции;
Предоставление заказчику УПД на бумажном носителе позднее срока предоставления УПД в электронном виде, процедура приемки продукции посредством ЕИС без пакета исполнительной и технической документации, право частичной приемки товара с отражением о фактически принятом количестве товаров, а также ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ФАКТОВ ПЕРЕДАЧИ ТОВАРОВ
ТРЕНИНГ «Обстоятельство времени, места передачи товара заказчику подписью товарной накладной поставщика «ПРИНЯТО БЕЗ ПРОВЕРКИ В КОЛИЧЕСТВЕ ….МЕСТ»
КОНТРАКТ СО СПИСАННЫМИ ПЕНЯМИ для целей оценки опыта, подтверждения добросовестности и соответствия участника закупки дополнительным требованиям;
Документ «ЛИЦЕНЗИЯ» и реестровая модель лицензий: обязанность комиссии проверять выписки из реестра лицензий при рассмотрении заявок;
7.2. ОТЧЕТ ОБ ОБЪЕМАХ ЗАКУПОК РОССИЙСКИХ ТОВАРОВ за календарный год с 01 января по 31 декабря 2023 г.: новые правила с учетом изменений от 04.11.2022 № 420-ФЗ
Применение ПП РФ № 2014 при закупках работ (услуг) с используемым /поставляемым товаров по перечню кодов ОКПД 2;
ОГРАНИЧЕНИЕ В ЧАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ только из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации;
ПРЕВЫШЕНИЕ ПРОЦЕНТОВ ЗАКУПОК товаров иностранного происхождения;
ЦЕНОВЫЕ ЗАПРОСЫ ПОСТАВЩИКАМ, информация о которых включена в ГИПС;
КЕЙС «Достоверность выписки из реестра российской промышленности в 2023-2024 году»
7.3. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ЧЛЕНОВ ЗАКУПОЧНОЙ КОМИССИЙ «НАИМЕНОВАНИЕ ТОВАРА в составе заявки БЕЗ УКАЗАНИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА, не позволяющее идентифицировать предлагаемый к поставке товар и ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТКАЗА В ДОПУСКЕ»
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ УЧАСТНИКА ЗАКУПКИ «Изменение существенных условий контракта, заключенного до 01 января 2024 года, информирование заказчика, приемлемая практика»
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ЗАКАЗЧИКА «Расчет пеней с учетом меняющейся ставки рефинансирования с учетом необходимости соблюдения принципа юридического равенства и степени соразмерности»
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛИРУЮЩИХ «Код ОКПД 2 с учетом наименований мероприятий (объектов) целевых программа»
КЕЙС «СЛОЖНОСТИ закупок у предприятий инвалидов и УФСИН»
8. ОФСЕТНЫЕ КОНТРАКТЫ при реализации ПП РФ от 18.08.2022 № 1440: новое определение, обязательные условия, специфика цены контракта и планирования на 2023 год на КОНКРЕТНЫХ ПРИМЕРАХ
8.1. НЕПРИЕМЛЕМЫЕ ВАРИАНТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ процесса выдачи независимых гарантий;
ПРАВО обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных сроков до 31 декабря 2023 г.: исчисления конкретных дат, функционал электронного технического паспорта, сокращение гарантийного срока производителя;
8.2. ЭТАП ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА с отгрузками по заявкам с периодической приемкой и оплатой в 2023-2024 годах
Этап исполнения контракта для закупок без определенного объема и с графиками поставок товара, оказания услуг и выполнения работ;
Последовательность выполнения ряда действий для достижения итогового результата и обязанность устанавливать этапность исполнения контрактов;
КЕЙС «Срок исполнения и цена отдельного этапа в соответствии с условиями закупки»
9. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ОПЫТА исполнения контрактов в рамках установления заказчиком дополнительных требований к поставщикам, подрядчикам, исполнителям (ч. 2.1. ст. 31 № 44-ФЗ): ДОКУМЕНТЫ, ПОРЯДОК ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ
Проверки закупочных комиссий / операторов электронных площадок на соответствие участников закупок установленным требованиям;
Ошибки включения дополнительных требований к участникам закупок и подтверждения статуса исполнения контрактов /договоров на момент подачи и рассмотрения заявок;
ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ ИНФОРМАЦИЕЙ, содержащейся в ЕИС и информацией, содержащейся в документах, направленных участником закупки в составе заявки;
10. ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ТОВАРА при поставке по согласованию с заказчиком качество, технические и функциональные характеристики которого являются улучшенными: ошибки реализации ч. 7 ст. 95 № 44-ФЗ (авторский обзор практики плановых и внеплановых проверок)
БЛОК СХЕМА «Изменение отдельных технических и функциональных свойств, высокая покупная цена по сравнению с ценой, оговоренной контрактом»
ПРИЕМЛЕМЫЕ ВАРИАНТЫ проведения экспертиз, ДОКАЗЫВАЮЩИЕ / НЕ ДОКАЗЫВАЮЩИЕ улучшение качества товаров, работ, услуг;
11. Односторонний отказ от исполнения контракта ПОСТАВЩИКА/ ЗАКАЗЧИКА с учетом изменений ПП РФ № 1078 от 31.10.2022 в 2024 году (умышленные действия (бездействия), направленные на уклонение от исполнения контракта)
Реализация ПРАВА заказчика установить требования об отсутствии в РНП в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера;
ОТКАЗ ОТ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА по причине внесения в РНП победителей закупок после подведения итогов;
ОТМЕНЫ РЕШЕНИЙ ОБ ОДНОСТОРОННЕМ ОТКАЗЕ: сложности реализации;
12. АКТУАЛЬНЫЕ ОШИБКИ победителей закупок при подписании контрактов: правовые последствия ошибок порядка заключения контракта в 2023 году
Карточка контракта в личном кабинете ЕИС как объект контроля;
НАПРАВЛЕНИЕ ИСПРАВЛЕННОГО КОНТРАКТОВ с учетом протокола разногласия в торгах и запросах котировок;
ОПОРНАЯ БЛОК СХЕМА «Какие ошибки не имеют признаков протоколов разногласий при заключении контрактов ?» (по материалам судебной и досудебной практики)
ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ НА ЭТАПЕ ПОДПИСАНИЯ КОНТРАКТА (улучшение характеристик, увеличение количества и пр.)
ПРИМЕНЕНИЕ повышающего коэффициента обеспечения исполнения контракта при демпинге, а также НЮАНСЫ ОБОСНОВАНИЙ ПРЕДЛАГАЕМЫХ К ПОСТАВКЕ ЦЕН;
12.1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА ПОСЛЕ ЕГО РАСТОРЖЕНИЯ в рамках 44-ФЗ: использование ЕИС и ЭТП при переходе к участникам, занявшим «второе», «третье» и другие места
ОШИБОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ уменьшения с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту;
12.2. НЕИСПОЛНЕНИЕ В УСТАНОВЛЕННЫЙ КОНТРАКТОМ срок поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг как вред охраняемым законом интересам общества и государства: ИТОГИ ПРОКУРОРСКОЙ ПРАКТИКИ ЗА 2023 ГОД
Тяжелая экономическая ситуация, вызванная последствиями санкций, в т. ч. колебаниями курса валюты, приостановок поставок со стороны заводов- изготовителей и повышением цен: реализация норм направленных на стимулирование контрактных обязательств с учетом определения Конституционного Суда РФ;
13. ЗАМЕНА ШТРАФОВ ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАКУПОК в связи с изменениями Кодекса об административных правонарушениях от 26.03.2022 № 70-ФЗ: в теории и на практике 2023 года
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ/ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ замена штрафа на предупреждения за первое и последующие нарушения (понятия «впервые совершенное правонарушение», «однородные по отношению к рассматриваемому правонарушению»);
НЮАНСЫ НАЗНАЧЕНИЯ ТОЛЬКО ОДНОГО ШТРАФА при выявлении в ходе контроля нескольких нарушений (суммирование штрафов и/ или назначение наибольшего штрафа)
ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО И ВИНОВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА к ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НОВОЙ ч. 4 ст. 2.1. КоАП РФ;
КЕЙС: «КАК ДОКАЗАТЬ ЗАКАЗЧИКУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЛИЦУ принятие всех мер для соблюдения требований законодательства о закупках в 2023 году ?»
Скидка в 50 % от размера штрафа при быстрой уплате: ОШИБКИ ПРИМЕНЕНИЯ;
13.1. НЕЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ: возмещения в бюджет на основании представлений (предписаний) контролирующих органов (неправомерное применения расценок и завышения объемов работ; неосновательное обогащение поставщиков (подрядчиков) и т.п.)
Срок исковой давности для целей доказательств фактов неосновательного обогащения по результатам проверок ведомственного (ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ) или внешнего (СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РФ) в 2022-2023 годах;
14. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ – 2023: предмет ведомственного контроля, регламенты осуществления ведомственного контроля и полномочия должностных лиц по осуществлению ведомственного контроля
ПЛАНИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в отношении подведомственных заказчиков (назначение плановых и внеплановых проверок; основные вопросы, подлежащие изучению в ходе проверки; программы проверок);
ПОДГОТОВКА КОНТРОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ и порядок изучения деятельности субъекта ведомственного контроля;
ПРОВЕДЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (исследование информации, осмотр, наблюдение, пересчет, экспертиза, инвентаризация, контрольные обмеры объемов выполненных работ и другие действия по контролю, установленные действующим законодательством Российской Федерации);
СОСТАВ ИССЛЕДУЕМОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ЗАКАЗЧИКОВ;
ОФОРМЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРОК (требования к структуре и содержанию акта осуществления ведомственного контроля; отчет о проведенной проверке; направлении материалов проверки в правоохранительные органы);
НАРУШЕНИЯ, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ЗАКУПОК (авторский обзор практики)
КРУГЛЫЙ СТОЛ: типовые ошибки заказчиков, участников закупок (поставщиков, подрядчиков, исполнителей). ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ разбор конкретных ситуаций в формате КЕЙС-СТАДИ. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ.